МБОУ Росток г.о.Самара

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Начальная школа-детский сад "Росток" городского округа Самара (443048, Приволжский федеральный округ, г.Самара, ул.Батайская, д.17)
Добро пожаловать на официальный сайт
  • 8(846)973-82-24, 8(846)973-95…
  • so_sdo.rostok@samara.edu.ru

Виртуальная экскурсия

Воспитательно-образовательная работа - Школьная служба примирения (медиации)

Добавлено: 17 декабря 2021 16:56
Категория: Служба медиации (примирения)

Руководитель школьной службы примирения Потапова Ирина Алексеевна - психолог.

По вопросам оказания помощи обращаться  каждую среду с 15.00 до 18.00     

Тел.:(846) 973 82 24, (846) 973 95 69   irina-potapova-00@bk.ru  

Удостоверение о повышении квалификации Потапова И.А. "Служба примирения как инструмент конструктивного взаимодействия в образовательной организации»            

Положение о школьной службе примирения МБОУ Росток г.о. Самара (PDF, 0.47 Мб.)

План работы школьной службы медиации на 2022-2023 уч.год.

Школьная служба примирения (медиации) является объединением педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении.               

Медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми - школьниками, между детьми и взрослыми.

Основание для создание службы медиации

Школа – место, объединяющее людей разного поколения, социального статуса, убеждений, культурных ценностей, уровня воспитания и т.д. Поэтому учащиеся нередко сталкиваются с непониманием со стороны сверстников, что приводит к множеству противоречий, вызывает чувство отторжения и стремление к сопротивлению. По этой причине дети, находящиеся в школе большую часть времени, испытывают стресс и могут впадать в депрессию. В результате чего у ребенка либо развиваются комплексы и неуверенность в себе либо возникает желание мстить и бунтовать.

Не стоит также забывать, что для каждого учащегося важное место занимает его принадлежность к определенной группе в классе, взаимоотношения со сверстниками, принятие его взглядов обществом. Именно этому он уделяет первостепенное внимание и часто при существовании какого-либо противоречия или отторжения его одноклассниками забывает о необходимости успешно осваивать новые знания. Что делать в подобной ситуации?

Самыми распространенными методами считаются административные вмешательства, замалчивание конфликтов, привлечение социальных педагогов и психологов или разборки между школьниками после уроков. Но чаще всего такие методы не приносят пользы, а порой только усугубляют создавшееся положение.

Создание школьной службы примирения (ШСП) позволяет обеспечивать эффективную поддержку в конфликтных ситуациях, возникающих между участниками образовательного процесса. Заинтересованным лицам в службе примирения оказывают компетентную помощь и учат самостоятельно находить инструменты для решения проблем, улаживать конфликты через диалог.

Чем отличается школьная служба  примирения от других инструментов разрешения конфликтов

Самой важной отличительной характеристикой такой службы является ее создание не под принуждением, а на добровольных началах. То есть ее формируют волонтеры, действительно неравнодушные к проблемам окружающих, а не безразличные школьные работники под давлением администрации, что обеспечивает большее доверие со стороны общества и более эффективное решение проблем.

Форма организации может быть любой: от образования отдельного подразделения в структуре школы до клуба или объединения. Главное – соблюдение определенных рамок, полномочий и действий в интересах ребенка. Служба в своей деятельности руководствуется соответствующими документами, методическими рекомендациями, но, при этом обходится без заполнения множества бумаг, обходясь минимальным количеством отчетов.

Участниками ШСП выступают кураторы (медиаторы) из числа школьных работников (учителей, психологов и т.д.), а также учащиеся старших классов. Каждый из них проходит специальную подготовку, где обучается методам проведения медиации. Привлечение в службу школьников благоприятно отражается на всей деятельности, так как им легче находить общий язык со сверстниками. Для участия в ШСП отбираются учащиеся, которые пользуются уважением в классе, могут и хотят помогать в разрешении конфликтных ситуаций.

Основные цели и задачи школьной службы примирения

Главной целью создания школьных служб примирения является разработка и совершенствование методов, способствующих своевременному обнаружению и реагированию на правонарушения и конфликты, что позволит формировать и укреплять человеческую способность к взаимопониманию. К задачам ШСП относится:

  • сокращение вероятности возникновения реакций на конфликты, направленных на наказание;
  • установление нормальных взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса посредством диалога;
  • делегирование опыта и обучение ценностям службы всех заинтересованных лиц и т.д.

Специалисты службы примирения никогда не навязывают свои идеи, не обвиняют и не воспитывают ни одну из сторон конфликта, а также не пытаются найти решение вместо них. Они выступают в качестве посредников – медиаторов, которые проводят беседы наедине с каждым участником конфликта. По обоюдному согласию конфликтующих сторон школьный медиатор организовывает примирительные встречи, на которых они учатся выстраивать конструктивные диалоги, позволяющие глубже понять ситуацию и найти способы решения конфликта. Такой подход дает возможность минимизировать вероятность необоснованного использования силы во взрослой жизни и не позволит стать жертвой жестокого отношения.

Не решать, а предотвращать

Существование в школе службы примирения, безусловно, можно назвать эффективным инструментом взаимодействия школьников, родителей и учителей. Но успешное разрешение конфликта не дает гарантии исключения подобной ситуации в будущем. Кроме того, службы, стремящиеся сформировать у конфликтующих сторон способность к взаимопониманию и уважению, иногда вмешиваются слишком поздно. В этом случае следует задуматься: зачем решать существующие конфликты и противоречия, если можно их предотвратить?

Конфликтными людьми и правонарушителями часто становятся личности, которым по тем или иным причинам не рассказали о важности проявления уважения к другому человеку, о принципах равноправия и о других элементарных правах человека. Как детям, так и взрослым нередко недостает этих знаний, и они не умеют выстраивать диалог, который бы позволил глубже понять другого человека и найти компромисс в сложной ситуации.

В связи с этим, в поле зрения служб примирения следовало бы включить деятельность по:

  • обучению школьников их правам и обязанностям,
  • формированию у них навыков построения уважительных отношений с окружающими,
  • приобретению навыков решения конфликтов посредством мирного диалога,
  • воспитанию привычки принимать других людей такими, какие они есть, но при этом сохранять верность своим убеждениям.

Проведение в рамках школьной службы примирения различных семинаров, тренингов и учебных сессий в неформальной обстановке будет способствовать укреплению взаимоотношений между школьниками, а также поможет понять важность таких качеств, как взаимовыручка и увеличит вероятность исключения конфликтов. На этапе формирования личности такие мероприятия станут наиболее эффективным инструментом не только для налаживания дружественных отношений между школьниками, но и помогут им взаимодействовать с окружающим миром во взрослой жизни.


 


ВАЖНЫЕ УРОКИ ЖИЗНИ (DOCX, 0.03 Мб.) 

Буклет медиатора (PDF, 0.64 Мб.)






Фотоальбом: